Дебиторская задолженность на забалансе

На этой странице предлагаем ознакомиться с полной информацией по теме: "Дебиторская задолженность на забалансе". Здесь собраны и структурированы тематические данные. При возникновении вопросов можно обратиться к дежурному юристу.

Дебиторская задолженность на забалансе

Дата публикации 19.11.2019

В учете казенного учреждения числится дебиторская задолженность по налогам и сборам. Учреждение представило в налоговый орган заявление о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога. Однако из ИФНС пришло решение об отказе в зачете (возврате) суммы налога по причине нарушения трехлетнего срока подачи заявления на возврат (зачет), который установлен п. 7 ст. 78 НК РФ. Как списать суммы переплаты по налогам?

Решение о списании дебиторской задолженности принимает комиссия по поступлению и выбытию активов (п. 339 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее – Инструкция № 157н).

На балансе учреждения могут учитываться только объекты бухгалтерского учета, соответствующие понятию «актив» (пп. 35 – 37 федерального стандарта «Концептуальные основы», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н).

Критерием для списания дебиторской задолженности с баланса является тот факт, что такая задолженность больше не является активом (предприняты все меры по ее взысканию) (письмо Минфина России от 14.07.2017 № 02-08-10/45171, п. 339 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее – Инструкция № 157н).

К числу оснований для списания дебиторской задолженности с балансового учета относятся:

    • признание дебиторской задолженности безнадежной к взысканию;
    • приостановление предварительного следствия, уголовного дела или принудительного взыскания (п. 86 инструкции, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н, далее – Инструкция № 162н);
    • признание дебитора неплатежеспособным (п. 86 Инструкции № 162н).

Случаи признания безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет, а также нормы, регулирующие ее списание (восстановление), установлены ст. 47.2 БК РФ. Эта статья определяет действия администратора доходов бюджета по списанию безнадежной задолженности перед бюджетом. Однако казенные учреждения также могут взять положения ст. 47.2 БК РФ за основу при списании дебиторской задолженности.

Кроме того, обстоятельства, которые указывают на наличие у дебиторской задолженности признаков безнадежной к взысканию задолженности, перечислены в п. 7 федерального стандарта «События после отчетной даты», утв. приказом Минфина России от 30.12.2017 № 275н.

При разработке порядка списания дебиторской задолженности с балансового учета учреждению целесообразно руководствоваться общими требованиями, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2016 № 393. Разъяснения даны в письме Минфина России от 14.07.2017 № 02-08-10/45171.

Дебиторская задолженность по налогам списывается в дебет счета 0 401 10 173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами» (п. 120 Инструкции № 162н). В дальнейшем такая задолженность подлежит учету на забалансовом счете 04 «Сомнительная задолженность» в целях наблюдения за возможностью ее взыскания.

При отсутствии оснований для возобновления процедуры взыскания задолженность, списанная с балансового учета учреждения и признанная безнадежной к взысканию, к забалансовому учету 04 не принимается (п. 339 Инструкции № 157н).

Таким образом, в бюджетном учете списание дебиторской задолженности по налогам и сборам можно отразить следующими бухгалтерскими записями:

Дебет КДБ 1 401 10 173 Кредит КДБ 1 303 ХХ 731 – списана дебиторская задолженность (п. 120 Инструкции № 162н);

увеличение забалансового счета 04 (если списанная дебиторская задолженность не признана безнадежной к взысканию).

В определении Конституционного Суда РФ от 21.06.2001 № 173-О указано, что положения ст. 78 НК РФ не препятствуют налогоплательщику в случае пропуска установленного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства. В этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности – со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 ГК РФ).

Таким образом, списать задолженность по налогам, сборам с забалансового счета 04 можно по истечении срока исковой давности, установленного ст. 196 ГК РФ. Отказ налогового органа в зачете (возврате) суммы налога сам по себе не является основанием для признания задолженности безнадежной.

При списании дебиторской задолженности с учета могут оформляться:

    • инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089) с приложением документов, подтверждающих наличие задолженности;
    • решение комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов;
    • письменное обоснование решения о списании задолженности;
    • приказ (распоряжение) руководителя учреждения о списании дебиторской задолженности;
    • бухгалтерская справка (ф. 0504833).

Источник: http://its.1c.ru/db/content/budquest/src/19_11_2019_%F1%EF%E8%F1%E0%ED%E8%E5_%EF%E5%F0%E5%EF%EB%E0%F2%FB_%ED%E0%EB%EE%E3%E8.htm

Дебиторская задолженность на забалансе

Дата публикации 17.10.2019

В 2017, 2018 годах по ранее действовавшим принципам учета бюджетное учреждение начисляло доход от субсидии на выполнение задания в размере годовой суммы, указанной в соглашении. Учредитель делал так же. По факту учреждение получило финансовое обеспечение не полностью, по состоянию на конец 2017, 2018 гг. осталась дебиторская задолженность. У учредителя, в свою очередь, числится кредиторская задолженность. Эти долги погашены не будут. Можно ли их списать с баланса и у бюджетного учреждения, и у учредителя? Или их необходимо какое-то количество лет учитывать на балансе? Если списывать, какими проводками, опираясь на какие нормативные документы?

В соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными учредительными документами бюджетного учреждения, формируется муниципальное задание, от выполнения которого учреждение не вправе отказаться (п. 3 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», далее – Закон № 7-ФЗ).

Для финансового обеспечения выполнения задания бюджетному учреждению предоставляется субсидия в соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 78.1 БК РФ (п. 6 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ). Учреждение самостоятельно определяет направления расходования средств такой субсидии и несет ответственность за своевременное и полное исполнение задания учредителя. Кроме того, из бюджета учреждению могут выделяться субсидии на иные цели (абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ), субсидии на капвложения (ст. 78.2 БК РФ).

Порядок и условия предоставления субсидии бюджетному учреждению определяются соглашением. Это двусторонний документ, который подписывают уполномоченные должностные лица учреждения и органа, выполняющего функции и полномочия учредителя. Неотъемлемой частью соглашения является график перечисления денежных средств. Обе стороны обязаны выполнить свои обязательства по соглашению, если они его подписали.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по соглашению стороны несут ответственность в соответствии с законодательством. Споры между сторонами в связи с исполнением соглашения решаются путем переговоров с оформлением протоколов или иных документов. При недостижении согласия споры решаются в судебном порядке.

Читайте так же:  Долги по займу налоги

Такие положения предусмотрены типовой формой соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета федеральному бюджетному или автономному учреждению на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), утв. приказом Минфина России от 31.10.2016 № 198н. Аналогичные положения должны быть и в муниципальном нормативном акте.

В соответствии с п. 3 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ объем субсидии на выполнение задания в течение срока его выполнения может уменьшаться только при изменении самого задания. Следовательно, учредитель не вправе произвольно уменьшать сумму субсидии, размер которой изначально определен.

За нарушение порядка формирования и (или) финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания предусмотрена ответственность по ст. 15.15.15 КоАП РФ (см. также решение Центрального районного суда г. Волгограда № 12-411/2015 от 26.03.2015 по делу № 12-411/2015, решение Вологодского городского суда Вологодской области от 14.07.2014 по делу № 12-944/2014).

В рассматриваемом случае задолженность по недополученной субсидии у бюджетного учреждения учитывается на счете 205 31 «Расчеты по доходам от оказания платных услуг (работ)». В то же время у учредителя сумма кредиторской задолженности по предоставлению субсидии числится на счете 302 41 «Расчеты по безвозмездным перечислениям государственным и муниципальным организациям» (п. 256 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н).

В соответствии с п. 39 СГС «Концептуальные основы», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н, обязательством признается задолженность, возникшая в результате произошедших фактов хозяйственной жизни, погашение которой приведет к выбытию активов, заключающих в себе полезный потенциал или экономические выгоды.

По общему правилу с момента возникновения и до полного погашения дебиторская задолженность учитывается на соответствующих балансовых счетах. В настоящее время на балансе учреждения могут учитываться только объекты бухгалтерского учета, соответствующие понятию «актив» (пп. 35, 36, 37 федерального стандарта «Концептуальные основы», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н).

Критерием для списания дебиторской задолженности с баланса может быть тот факт, что такая задолженность больше не является активом (предприняты все меры по ее взысканию) (письмо Минфина России от 14.07.2017 № 02-08-10/45171, п. 339 Инструкции № 157н).

Таким образом, учреждение может списать дебиторскую задолженность с балансового учета как сомнительную (не соответствующую понятию «актив»). Решение о признании задолженности сомнительной принимает комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов (п. 339 Инструкции № 157н).

Согласно разъяснениям Минфина России (письмо от 11.10.2018 № 02-07-10/73166) бюджетное учреждение может признать дебиторскую задолженность учредителя, ранее принятую к учету, не соответствующей критериям обязательства (актива) в следующих случаях:

    • если нет предпосылок к предъявлению требований по исполнению задолженности учредителя перед учреждением (перед кредиторами учреждения), в т.ч. по обязательствам, возникающим в связи с недофинансированием субсидии на выполнение задания,
    • не предполагается предоставление бюджетному учреждению из бюджета субсидий на исполнение (погашение) обязательств, принятых учреждением под ожидаемые поступления субсидий (кредиторских задолженностей).

Иными словами, если у учреждения нет кредиторской задолженности, сформированной за счет субсидии на выполнение задания, и оно готово простить учредителю этот долг, согласно положениям СГС «Концептуальные основы» такая задолженность может быть реклассифицирована. Операции по выбытию задолженности с балансового учета согласовываются с учредителем, поскольку показатели должны быть зеркальными у учредителя и учреждения.

В случае принятия учреждением решения о реклассификации задолженности в бухгалтерском учете учреждения могут быть сделаны записи, аналогичные реклассификации активов (п. 10 инструкции, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н, далее – Инструкция № 174н), с использованием счета 401 10 172 «Доходы от операций с активами».

Также учреждением может быть принято решение о списании задолженности в качестве сомнительной. В таком случае операции отражаются в порядке, предусмотренном в п. 94 Инструкции № 174н, с использованием счета 401 10 173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами. Эти положения действуют при формировании учетной политики и ведении бухгалтерского учета с 2019 г.

Одновременно задолженность учредителя по субсидии с момента принятия профильной комиссией учреждения решения о ее выбытии с балансовых счетов учитывается на забалансовом счете 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов» (п. 339 Инструкции № 157н).

Таким образом, бухгалтерские записи в рассматриваемой ситуации могут быть следующими:

Дебет КДБ 4 401 10 172 (4 401 10 173) Кредит КДБ 4 205 31 660 – списана дебиторская задолженность в результате реклассификации (признания задолженности сомнительной);

увеличение забалансового счета 04 – задолженность принята к забалансовому учету (п. 339 Инструкции № 157н).

Реклассификация (признание задолженности сомнительной) в бюджетном учреждении должна быть отражена одновременно со списанием кредиторской задолженности у учредителя.

В соответствии с п. 102 Инструкции № 162н списание с балансового учета задолженности по принятым обязательствам, не востребованной кредиторами, отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам» и кредиту счета 0 401 10 173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами». Одновременно сумма задолженности учитывается на забалансовом счете 20 «Задолженность, невостребованная кредиторами».

Списание задолженности с забалансовых счетов 04, 20 в настоящее время представляется проблематичным, поскольку для этого необходимо признать задолженность безнадежной для взыскания. Так, в письме Минфина России от 11.10.2018 № 02-07-10/73166 говорится, что положения БК РФ содержат исчерпывающий перечень случаев признания задолженности безнадежной к взысканию (ст. 47.2 БК РФ). Кроме того, целесообразно руководствоваться требованиями ст. 196, 197, 416, 417, 419 ГК РФ.

Безнадежным долгом также признается долг, невозможность взыскания которого подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, вынесенным в порядке, установленном Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ, в случае возврата взыскателю исполнительного документа по следующим основаниям:

    • невозможно установить место нахождения должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях;
    • у должника нет имущества, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.

Рассматриваемая ситуация к указанным основаниям не относится.

Согласно проекту приказа Минфина России «О внесении изменений в приложения 1 и 2 к Инструкции № 157н» (подготовлен Минфином России 19.07.2019) списание сомнительной задолженности с забалансового учета может осуществляться при наличии документов, которые подтверждают неопределенность относительно получения экономических выгод или полезного потенциала. Иными словами, в будущем для признания сомнительной задолженности безнадежной к взысканию необязательно наличие документов, подтверждающих прекращение обязательства смертью (ликвидацией) дебитора.

Читайте так же:  Порядок расчета при увольнении работника

Источник: http://its.1c.ru/db/content/budquest/src/17_10_2019_%F1%EF%E8%F1%E0%ED%E8%E5_%E7%E0%E4%EE%EB%E6%E5%ED%ED%EE%F1%F2%E8_%F3%F7%F0%E5%E4%E8%F2%E5%EB%FF.htm

Дебиторская задолженность на забалансе

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Письмо Минфина России от 2 декабря 2016 г. N 02-07-10/71673 О списании дебиторской задолженности

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел обращение по вопросу списания дебиторской задолженности и сообщает.

Обязательные общие требования к учету организациями государственного сектора обязательств, операций, их изменяющих, и полученных по указанным операциям финансовых результатов (доходов и расходов) на соответствующих счетах Единого плана счетов, определены Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция 157н).

Списанная с баланса нереальная к взысканию дебиторская задолженность учитывается на забалансовых счетах в порядке, определенном Инструкцией N 157н.

В соответствии с пунктом 339 Инструкции 157н забалансовый счет 04 предназначен для учета задолженности неплатежеспособных дебиторов с момента принятия комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов решения о ее списании с балансового учета учреждения. Учет указанной задолженности осуществляется в течение срока возможного возобновления согласно законодательству Российской Федерации процедуры взыскания задолженности, в том числе в случае изменения имущественного положения должников, либо до поступления в указанный срок в погашение задолженности неплатежеспособных дебиторов денежных средств, до исполнения (прекращения) задолженности иным, не противоречащим законодательству Российской Федерации, способом.

При возобновлении процедуры взыскания задолженности дебиторов или поступлении средств в погашение задолженности неплатежеспособных дебиторов на дату возобновления взыскания или на дату зачисления на счета (лицевые счета) учреждений указанных поступлений осуществляется списание такой задолженности с забалансового учета с одновременным отражением на соответствующих балансовых счетах учета расчетов по поступлениям.

Списание задолженности с забалансового учета осуществляется на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов о признании задолженности безнадежной к взысканию в случае наличия документов, подтверждающих прекращение обязательства смертью (ликвидацией) дебитора, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе по завершении срока возможного возобновления процедуры взыскания задолженности согласно законодательству Российской Федерации.

Основания для признания дебиторской задолженности безнадежной установлены соответствующими нормами Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс).

Так, в соответствии со статьей 196 Кодекса общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса следующим образом: если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Кроме того, согласно статье 419 Кодекса обязательство прекращается ликвидацией юридического лица (должника или кредитора), кроме случаев, когда законом или иными правовыми актами исполнение обязательства ликвидированного юридического лица возлагается на другое лицо.

Вместе с тем обращаем внимание, что дебиторская задолженность перед учреждением, в отношении которой направлен запрос, возникла в 2004 году, то есть до принятия Закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее — Закон N 83-ФЗ), согласно которому произошло изменение порядка и форм финансового обеспечения учреждения, а также правил учета учреждением активов и обязательств.

Дебиторская задолженность, образовавшаяся до изменения правового положения государственных (муниципальных) учреждений в соответствии с Законом 83-ФЗ признается задолженностью перед бюджетом публично-правового образования, создавшего учреждение.

Статьей 47.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлены случаи признания безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет, а также предусмотрены нормы, регулирующие ее списание (восстановление).

Общие требования к порядку принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2016 N 393.

Решение о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет принимается администратором доходов бюджета на основании документов, подтверждающих обстоятельства, предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 47.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в соответствии с порядком принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет, определенным главным администратором доходов бюджета согласно общим требованиям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2016 N 393.

В связи с вышеизложенным, Департамент обращает внимание, что правовых оснований для списания дебиторской задолженности перед бюджетом в отношении дебиторов, которые продолжают свою хозяйственную деятельность, законодательством не предусмотрено.

Заместитель директора Департамента бюджетной
методологии и финансовой отчетности
в государственном секторе
С.В. Сивец

Обзор документа

Рассмотрен вопрос о списании дебиторской задолженности, возникшей перед учреждением в 2004 г., т. е. до изменения порядка и форм финансирования государственных (муниципальных) учреждений, а также правил учета ими активов и обязательств.

Разъяснено, что такая задолженность признается задолженностью перед бюджетом публично-правового образования, создавшего учреждение.

Случаи признания безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет установлены в БК РФ. Там же предусмотрены нормы, регулирующие ее списание (восстановление).

В связи с этим сообщается, что правовых оснований для списания дебиторской задолженности перед бюджетом в отношении дебиторов, которые продолжают свою хозяйственную деятельность, законодательством не предусмотрено.

Источник: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71493472/

Энциклопедия решений. Списание задолженности, учитываемой на забалансовом счете 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов»

Списание задолженности, учитываемой на забалансовом счете 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов»

ГАРАНТ:

Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора

Действующие в настоящее время нормативные правовые акты не устанавливают единый порядок списания задолженности с забалансового счета 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов». Из ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и п. 6 Инструкции N 157н следует, что к компетенции госучреждения относится определение в рамках своей учетной политики порядка списания такой задолженности ввиду невозможности ее востребования. Следовательно, как и в случае списания с балансовых счетов бухгалтерского учета нереальной ко взысканию задолженности на забалансовый счет, порядок списания с забалансового счета 04 должен утверждаться в качестве элемента учетной политики госучреждений.

Читайте так же:  Не платить займ на 3000

Полномочиями по списанию наделена Комиссия по поступлению и выбытию активов (абзац 3 п. 339 Инструкции N 157н).

Критерии списания — ни при каких обстоятельствах не удастся возобновить процедуру взыскания задолженности. Дело в том, что главной целью забалансового учета списанной дебиторской задолженности является наблюдение за возможностью ее взыскания, в частности, в случае изменения имущественного положения должников (п. 339 Инструкции N 157н, письмо Минфина России от 18.02.2014 N 02-06-10/6776).

Основанием для списания сумм с забалансового счета 04 согласно п. 339 Инструкции N 157н являются:

— смерть (ликвидация) дебитора (при наличии соответствующих документов);

— завершение срока возможного возобновления процедуры взыскания;

— признание задолженности безнадежной по иным основаниям, предусмотренным законодательством;

— поступление средств в погашение задолженности или исполнение (прекращение) задолженности иным способом;

— возобновление процедуры взыскания задолженности (возобновления учета задолженности на балансе).

Примечание

Для администраторов доходов бюджетов теперь определен закрытый перечень оснований для признания задолженности по платежам в бюджет безнадежной к взысканию (см. п.п. 1 и 2 новой ст. 47.2 БК РФ с учетом положений п. 1 ст. 10 Федерального закона от 29.12.2015 N 406-ФЗ). Порядок, предусмотренный ст. 47.2 БК РФ, распространяется на административные штрафы и штрафы (пени) за несвоевременный возврат бюджетных кредитов. При принятии соответствующих решений необходимо руководствоваться порядком, который будет разработан каждым главным администратором доходов бюджета в соответствии с общими требованиями, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2016 N 393.

Порядок признания задолженности перед бюджетом безнадежной к взысканию, установленный ст. 47.2 БК РФ, не распространяется на обязательства по налогам, сборам и страховым взносам, а также на платежи, установленные таможенным законодательством. Кроме того, он не применяется в целях признания безнадежной к взысканию задолженности по бюджетным кредитам (письмо Минфина России от 15.04.2016 N 02-08-11/21983).

Бюджетные и автономные учреждения при разработке локального акта, определяющего порядок списания дебиторской задолженности с забалансового учета, могут учитывать отдельные положения ст. 47.2 БК РФ (прежде всего в части оснований для признания задолженности безнадежной к взысканию).

Документальное оформление операций по списанию задолженности с забалансового счета 04 может осуществляться в порядке, аналогичном оформлению списания дебиторской задолженности с балансового учета.

Внимание

Сами по себе действия по списанию дебиторской задолженности с забалансового учета не направлены на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Соответственно, такие действия не подлежат согласованию бюджетными и автономными учреждениями в порядке, предусмотренном для согласования крупных сделок и сделок с заинтересованностью (ст. 153 ГК РФ, п. 13 ст. 9.2, ст. 27 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ, ст.ст. 14, 16 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ).

Действующее законодательство (в т.ч. ст. 160.1 БК РФ) не устанавливает единого для всех организаций госсектора требования об обязательном согласовании решений о списании задолженности с забалансового счета 04 с финансовым органом или органом — учредителем.

Как уже было указано выше, главной целью забалансового учета списанной дебиторской задолженности является наблюдение за возможностью ее взыскания, в частности, в случае изменения имущественного положения должников. Соответственно, для списания суммы со счета 04 необходимо констатировать отсутствие каких-либо юридических оснований для наблюдения задолженности. Рассмотрим на примерах, как данная задача может быть реализована на практике.

Согласно п. 1 ст. 418 ГК РФ обязательство прекращается смертью должника, если исполнение не может быть произведено без личного участия должника либо обязательство иным образом неразрывно связано с личностью должника. Статьей 1112 ГК РФ предусмотрено, что в состав наследства не входят права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя. Законодательством об административных правонарушениях правопреемство ответственности в отношении физических лиц не предусмотрено. Административная ответственность является персонифицированным наказанием (неразрывно связана с личностью совершившего правонарушение) и не может быть возложена на лицо, невиновное в его совершении*(1). Поэтому нет необходимости в наблюдении за задолженностью по административному штрафу в случае смерти должника.

В силу ст. 1112 ГК РФ в состав наследства, помимо прочего, входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства обязанности. Так, например, денежное обязательство по гражданско-правовому договору будет входить в наследственную массу и смертью должника возможность его взыскания не прекращается. В этом случае задолженность подлежит наблюдению, если нет иных оснований для ее списания.

В отношении юридических лиц при их реорганизации КоАП РФ предусматривает правопреемство административной ответственности (ст. 2.10 КоАП РФ). Поэтому задолженность реорганизованного юридического лица не списывается с балансового учета, а для изменения контрагента (на правопреемника) переносится на соответствующие аналитические счета.

Видео (кликните для воспроизведения).

Ликвидацией юридического лица (должника или кредитора) обязательство прекращается, кроме случаев, когда законом или иными правовыми актами исполнение обязательства ликвидированного юридического лица возлагается на другое лицо (ст. 419 ГК РФ). Однако после ликвидации юридического лица возможно восстановление записи о юридическом лице в ЕГРЮЛ, в случае признания недействительной записи о прекращении его деятельности*(2).

Кроме того, в силу п. 5.2 ст. 64 ГК РФ в случае обнаружения имущества ликвидированного юридического лица, в том числе в результате признания такого юридического лица несостоятельным (банкротом), заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право, в течение пяти лет с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении юридического лица.

Также согласно п. 8 ст. 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с его исключением из ЕГРЮЛ, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.

Поэтому наблюдение задолженности ликвидированных юридических лиц имеет смысл до окончания сроков возможного возобновления процедуры ее взыскания, установленных законодательством РФ. Заключение по вопросу об окончании таких сроков в каждом конкретном случае целесообразно согласовывать с юридической службой.

Как видим, при списании задолженности со счета 04 необходимо понимать, истекли ли сроки возможного возобновления процедуры взыскания задолженности (обжалования постановлений, решений) согласно действующему законодательству РФ. Необоснованное списание задолженности со счета 04 контролирующими органами может расцениваться как нарушение учреждением действующей методологии бухгалтерского (бюджетного) учета.

Читайте так же:  Не получается платить кредит

Особое внимание желательно уделить вопросу разграничения полномочий и ответственности между специалистами бухгалтерии и членами комиссии, уполномоченной на принятие решений о списании дебиторской задолженности. Дело в том, что вопросы определения возможности возобновления процедуры взыскания не относятся к компетенции бухгалтерии и окончательно могут быть разрешены только специалистами юридической службы. В то же время обеспечение своевременного списания такой задолженности является одной из функций бухгалтерии. Поэтому в случаях выявления задолженности, которая может быть списана с забалансового учета, ответственному сотруднику бухгалтерии желательно в письменном виде поставить соответствующие вопросы перед руководителем и (или) профильным структурным подразделением.

Бухгалтерская служба списывает дебиторскую задолженность на основании первичного документа — Бухгалтерской справки (ф. 0504833), оформленной согласно заключению профильной комиссии. Документы, подтверждающие обоснованность решения комиссии (его соответствие критериям списания задолженности, предусмотренным законодательством и локальными актами), оцениваются профильными специалистами (членами комиссии). Именно члены комиссии несут ответственность за законность этого решения.

Если описанный выше порядок организации работы по отнесению задолженности к безнадежной не соблюдается и сотрудники бухгалтерии самостоятельно определяют характер задолженности, то они тем самым, по сути, берут на себя ответственность за возможные последствия такого решения.

*(1) См. постановления Городовиковского районного суда Республики Калмыкия от 12.12.2013 по делу N 13-87/2013, Сарпинского районного суда Республики Калмыкия от 19.12.2013 по делу N 15-4/2013.

*(2) См., например, постановления Президиума ВАС РФ от 13.10.2011 N 7075/11; Тринадцатого ААС от 27.06.2014 N 13АП-11708/14; решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 14.09.2011 по делу N А10-1165/08.

Источник: http://base.garant.ru/58070672/

Дебиторская задолженность на забалансе

Дата публикации 20.12.2019

В учреждении числится дебиторская задолженность по платным услугам. Согласно выписке организация-должник исключена из ЕГРЮЛ как недействующее юридическое лицо. В учете сделана проводка по списанию дебиторской задолженности с баланса (дебет счета 2 401 10 173 кредит счета 2 205 31 666). Нужно ли относить эту задолженность на забалансовый счет 04?

По общему правилу с момента возникновения и до полного погашения дебиторская задолженность учитывается на соответствующих балансовых счетах. В настоящее время на балансе учреждения могут учитываться только объекты бухгалтерского учета, соответствующие понятию «актив» (пп. 35, 36, 37 федерального стандарта «Концептуальные основы», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н).

Критерием для списания дебиторской задолженности с баланса может быть тот факт, что такая задолженность больше не является активом (предприняты все меры по ее взысканию) (письмо Минфина России от 14.07.2017 № 02-08-10/45171, п. 339 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее — Инструкция № 157н).

Таким образом, учреждение может списать дебиторскую задолженность с балансового учета как сомнительную (не соответствующую понятию «актив»). Решение о признании задолженности сомнительной принимает комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов (п. 339 Инструкции № 157н).

Учет задолженности, списанной с баланса, ведется на забалансовом счете 04 «Сомнительная задолженность» в течение срока возможного возобновления согласно законодательству процедуры взыскания задолженности, в т.ч.:

    • в случае изменения имущественного положения должника;
    • до поступления в указанный срок денежных средств в погашение задолженности неплатежеспособных дебиторов;
    • до исполнения (прекращения) задолженности иным способом, не противоречащим законодательству.

При отсутствии оснований для возобновления процедуры взыскания задолженности, предусмотренных законодательством, списанная с балансового учета учреждения задолженность, признанная безнадежной к взысканию, к забалансовому учету не принимается.

Сомнительная задолженность списывается со счета 04 на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов о признании задолженности безнадежной к взысканию (п. 339 Инструкции № 157н):

    • в случае наличия документов, подтверждающих прекращение обязательства смертью (ликвидацией) дебитора;
    • в иных случаях, предусмотренных законодательством (в т.ч. по завершении срока возможного возобновления процедуры взыскания задолженности согласно законодательству).

Безнадежным долгом также признается долг, невозможность взыскания которого подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, вынесенным в порядке, установленном Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ, в случае возврата взыскателю исполнительного документа по следующим основаниям:

    • невозможно установить место нахождения должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях;
    • у должника нет имущества, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.

Организация считается недействующей, если она (п. 1 ст. 64.2 ГК РФ):

    • не подавала налоговую и бухгалтерскую отчетности в течение последних 12 мес.,
    • не проводила операций по банковским счетам.

Налоговый орган может исключить такую организацию из ЕГРЮЛ. Ее исключение из реестра влечет все последствия ликвидированного юридического лица. По мнению Минфина России, кредитор организации, исключенной из ЕГРЮЛ, может признать в расходах сумму безнадежной задолженности. Подобные разъяснения даны в письме Минфина России от 16.08.2019 № 03-03-06/1/62253 (в целях налогообложения прибыли).

Таким образом, у учреждения есть основания для списания задолженности не только с балансового, но и забалансового учета. В рассматриваемом случае ввиду отсутствия оснований для возобновления процедуры взыскания отражать дебиторскую задолженность на забалансовом счете 04 не требуется (п. 339 Инструкции № 157н).

Источник: http://its.1c.ru/db/content/budquest/src/20_12_2019_%F1%EF%E8%F1%E0%ED%E8%E5%20%E4%E5%E1%E8%F2%EE%F0%EA%E8_%E8%F1%EA%EB%FE%F7%E5%ED%E8%E5%20%E5%E3%F0%FE%EB.htm

Энциклопедия решений. Счет 04 «Сомнительная задолженность» (для госсектора)

Счет 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов» (для госсектора)

ГАРАНТ:

Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора.

Согласно п. 339 Инструкции N 157н задолженность неплатежеспособных дебиторов с момента принятия профильной комиссией организации госсектора решения о ее списании с балансового учета подлежит учету на забалансовом счете 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов».

Конкретный порядок признания дебиторской задолженности безнадежной ко взысканию в целях ее списания с балансового учета госучреждению желательно определить своим локальным нормативным актом исходя из требований действующего законодательства и учредителя (главного администратора доходов бюджета) (см. п. 339 Инструкции N 157н; письма Минфина России от 18.02.2014 N 02-06-10/6776, от 18.12.2012 N 02-04-10/5225)*(1).

Главная цель забалансового учета списанной дебиторской задолженности — наблюдение за возможностью ее взыскания, в частности, в случае изменения имущественного положения должников.

Такое наблюдение должно осуществляться в течение срока возможного возобновления согласно законодательству РФ процедуры взыскания задолженности (на основании соответствующего заключения юридической службы организации госсектора). По истечении срока наблюдения, а также в случае наличия документов, подтверждающих прекращение обязательства смертью (ликвидацией) дебитора, дебиторская задолженность может быть списана с забалансового учета.

Внимание

Признанная безнадежной ко взысканию задолженность при отсутствии оснований для возобновления процедуры ее взыскания, предусмотренных законодательством, после списания с балансового учета учреждения к забалансовому учету не принимается (абз. 4 п. 339 Инструкции N 157н).

Читайте так же:  Военный билет после 27 лет если уклонялся

Списание задолженности со счета 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов» может осуществляться также в целях восстановления задолженности в балансовом учете. Такая операция осуществляется в случае:

— поступления средств в погашение задолженности неплатежеспособных дебиторов на лицевой или расчетный счет, в кассу учреждения (на дату зачисления, поступления средств);

— исполнение (прекращение) задолженности иным, не противоречащим законодательству РФ, способом;

— возобновления процедуры взыскания задолженности (на дату возобновления взыскания).

Согласно п. 340 Инструкции N 157н аналитический учет списанной дебиторской задолженности, учитываемой на забалансовом счете 04, ведется в Карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) в разрезе:

— видов поступлений (выплат), по которым на балансе учреждения учитывалась задолженность дебиторов;

— дебиторов (должников) с указанием их полных наименований, а также иных реквизитов, необходимых для определения задолженности (дебитора) в целях возможного ее взыскания.

Непринятие списанной с балансовых счетов дебиторской задолженности на забалансовый учет (на счет 04) для наблюдения за возможностью ее взыскания может быть признано в соответствии со ст. 34 БК РФ неэффективным использованием бюджетных средств (см., например, решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 29.07.2010 по делу N 2-1107/10).

*(1) См., например, Порядок отнесения на забалансовый счет задолженности по уплате административных штрафов, признаваемой нереальной (безнадежной) к взысканию, утв. приказом Росфиннадзора от 01.04.2014 N 99

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Информационный блок «Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль» — это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций бюджетной сферы

Материал приводится по состоянию на сентябрь 2019 г.

См. содержание Энциклопедии решений

Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.

Направляйте в объединенную редакцию «Бюджетная сфера» предложения и пожелания по аналитическим материалам и сервисам, предназначенным для бухгалтеров, экономистов и аудиторов сектора госуправления

Перечень сокращений, используемых в Энциклопедии решений и других аналитических материалах :

Закон N 402-ФЗ — Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

Инструкция N 157н — Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н

Инструкция N 162н — Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н

Инструкция N 174н — Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н

Инструкция N 183н — Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н

Указания N 65н — Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н

Порядок N 209н — Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденный приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н

Порядок N 132н — Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения, утвержденный приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н

Приказ N 52н — Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению»

Инструкция N 33н — Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н

Инструкция N 191н — Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н

КБК — коды бюджетной классификации

КОСГУ — Классификация операций сектора государственного управления

КФО — код вида финансового обеспечения (деятельности)

План ФХД — План финансово-хозяйственной деятельности

ГРБС — главный распорядитель бюджетных средств

ПБС — получатель бюджетных средств

Орган-учредитель — орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения

С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

В. Пименов, руководитель объединенной редакции «Бюджетная сфера» и Департамента бюджетной методологии компании «Гарант», эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ «Главный военный клинический госпиталь имени академика Н.Н. Бурденко» Минобороны России, профессиональный бухгалтер

Е. Янчарин, зам. начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России с 2016 по 2018 год

А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса

Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы «1С» в организациях бюджетной сферы

Cотрудники объединенной редакции «Бюджетная сфера» компании «Гарант»:

А. Шершнева, заместитель руководителя редакции, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

В. Сульдяйкина, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы «1С»

А. Киреева, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы «1С»

Н. Андреева, редактор-эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России

О. Левина, редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса

О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор

А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук

Сотрудники Департамента бюджетной методологии службы Правового консалтинга ГАРАНТ:

А. Суховерхова, заместитель руководителя департамента, член Союза развития государственных финансов

Т. Разрезова, эксперт, государственный советник 1 класса

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://base.garant.ru/58070154/

Дебиторская задолженность на забалансе
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here