Погашение кредиторской задолженности прошлого года

На этой странице предлагаем ознакомиться с полной информацией по теме: "Погашение кредиторской задолженности прошлого года". Здесь собраны и структурированы тематические данные. При возникновении вопросов можно обратиться к дежурному юристу.

Содержание

  • Погашение кредиторской задолженности прошлого года

    На темы: планирование закупок с 2020 года, формирование ИКЗ, приемка товаров, работ, услуг и претензионный порядок. Предлагаем всем пользователям ознакомиться.

    Ответить Elena 0
    Ответ написан 10.05.2018 в 07:14

    Имеется кредиторская задолженность за 2017г. (услуги по организации горячего питания ИВС). Как правильно провести оплату? Мы составили соглашение сторон о том, что мы признаем признаем свой долг перед поставщиком и берем на себя обязательство оплатить задолженность в течении 5 рабочих дней со дня подписания этого соглашения. В казначействе говорят, что бюджетное обязательство присваиваем выставленному счету, а не соглашению. дата у счета 31.12.2017г. Если мы поставим на бюджетное обязательство счет от даты 31.12.2017г. у нас будет нарушение сроков присвоения бюджетного обязательства!?

    Оценка ответа: 0

    Ответить Великанов Сергей Владимирович Эксперт 1860
    Ответ написан 10.05.2018 в 09:16

    Добрый день. Оплачивайте по счету от 31.12.2017.

    Приказом Минфина России от 30.12.2015 N 221н утвержден Перечень документов, на основании которых возникают бюджетные обязательства. Исходя из указанного Перечня, заключив контракт Вы уже приняли бюджетное обязательство.

    Столбец 3 указанного перечня содержит перечень документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств. В этом перечне присутствует, в том числе счет. Соглашений в перечне не предусмотрено.

    В части ответственности: КоАП РФ не содержит отдельной статьи и понятия «нарушение сроков присвоения бюджетного обязательства». Ответственность предусмотрена за принятия обязательств (т.е. заключение контракта) в размерах, превышающих ЛБО ( Статья 15.15.10. КоАП РФ).

    Источник: http://razvitie.expert/forum/1125

    Когда и как можно списать кредиторскую задолженность

    Кредиторской задолженностью являются обязательства организации по оплате полученных товаров (работ, услуг), по расчетам с бюджетом и персоналом, а также по поставкам товаров (работ, услуг) в счет авансов, полученных от контрагентов.

    • организация не исполнила свои обязательства по расчетам с контрагентом (например, не оплатила поставщику отгруженные товары, не выплатила зарплату сотруднику, не перечислила в бюджет налог (сбор, пени, штраф), не погасила задолженность по кредиту (займу) и т. п.);
    • организация не отгрузила покупателю (заказчику) товары (работы, услуги) в счет полученной предварительной оплаты.

    В том случае, если кредиторская задолженность не погашена организацией своевременно и не востребована кредитором, то в бухучете она подлежит списанию по истечении срока исковой давности (п.7 ПБУ 9/99, п.78 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности). Однако это условие не распространяется на задолженность по налогам (сборам, пеням, штрафам), истечение срока исковой давности которой не является основанием для ее списания.

    В силу ст.196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года. При этом в соответствии с п.2 ст.200 ГК РФ течение срока исковой давности определяется в следующем порядке:

    • по обязательствам, срок исполнения которых определен, – по окончании срока исполнения обязательства;
    • по обязательствам, срок исполнения которых не определен либо определен моментом востребования, – с момента возникновения права кредитора предъявить требование об исполнении обязательства.

    Следует отметить, что срок исковой давности может прерываться, в случае если имели место быть действия лица, свидетельствующие о признании долга. Примерный перечень таких действий приведен в постановлении Пленума Верховного суда РФ от 12.11.2001г. №15, Пленума ВАС РФ от 15.11.2001г. №18, в частности:

    • частичная оплата задолженности ;
    • обращение к кредитору с просьбой отсрочки платежа;
    • уплата процентов за просрочку платежа;
    • подача заявления о зачете взаимных требований;
    • подписание акта сверки задолженности

    Тем самым, если с даты наступления срока исполнения обязательств прошло три года, но в течение этого периода стороны подписали акт сверки задолженности, данный акт является основанием для прерывания прока исковой давности (Письмо Минфина России от 19.07.2011г. №03-03-06/1/426). После перерыва течение срока исковой давности начинается заново, время, истекшее до перерыва, в новый срок не засчитывается (ст.203 ГК РФ).

    Списание кредиторской задолженности необходимо осуществлять о тдельно по каждому обязательству. При этом размер просроченной кредиторской задолженности определяется по результатам инвентаризации, проводимой по приказу руководителя организации (форма №ИНВ-22). Письменным обоснованием списания конкретного обязательства являются акт инвентаризации по форме №ИНВ-17 и бухгалтерская справка, на основании которых руководитель издает приказ о списании кредиторской задолженности (п.78 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности).

    Списание «кредиторки» в бухучете

    Сумма списанной кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, включается в состав прочих доходов в сумме, в которой эта задолженность была отражена в бухучете (п. 7, 10.4 ПБУ 9/99).

    В бухгалтерском учете списание кредиторской задолженности отражается в том периоде, в котором истек срок исковой давности по кредиторской задолженности (п16 ПБУ 9/99):

    Дебет 60 Кредит 91-1
    – списана сумма кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности.

    Списание кредиторской задолженности в налоговом учете

    Сумму кредиторской задолженности, списанную в связи с истечением срока исковой давности, а также по другим основаниям (например, в связи с ликвидацией организации), нужно включить в состав внереализационных доходов (п.18 ст.250 НК РФ). Исключением является кредиторская задолженность по уплате налогов (сборов, штрафов, пеней), списанных или уменьшенных согласно действующему законодательству или по решению Правительства РФ. Такая задолженность при расчете налога на прибыль в состав доходов не включается (пп.2.1 п.1 ст.251 НК РФ).

    Что касается периода отнесения организацией списанной «кредиторки» в состав доходов при расчете налога на прибыль при использовании метода начисления, необходимо отметить следующее.

    В соответствии с п.1 ст.271 НК РФ доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они возникли (метод начисления). В данном случае таким периодом является период, в котором истек срок исковой давности по кредиторской задолженности. В последний день этого периода сумму просроченной кредиторской задолженности, подтвержденную документально, необходимо включить в состав внереализационных доходов (пп.5 п.4 ст.271 НК РФ, письмо Минфина России от 27.12.2007г. №03-03-06/1/894). Подтверждает такой вывод и арбитражная практика (постановление Президиума ВАС РФ от 08.06.2010г. №17462/09, определение ВАС РФ от 01.07.2010г. №ВАС-8633/10, постановление ФАС Поволжского округа от 22.09.2009г. №А65-20719/2008).

    Причем Президиум ВАС в постановлении от 08.06.2010г. №17462/09 указал, что исходя из совокупности положений п.18 ст.250 НК РФ, ст.8 и 12 Закона от 21.11.1996г. №129-ФЗ, п.27 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности организации обязаны увеличивать свои доходы не в произвольно выбранных ими периодах, а именно в том периоде, в котором истек срок исковой давности по невостребованной кредиторской задолженности независимо от того, проводилась ли инвентаризация задолженности и составлялись ли распорядительные документы о ее списании. Нарушение установленного порядка проведения инвентаризации не освобождает организацию от исполнения этой обязанности.

    Если компания не отгрузила покупателю (заказчику) товары (работы, услуги) в счет полученной предварительной оплаты, то по истечении срока исковой давности или по другим основаниям, вся сумма аванса (с учетом НДС) должна быть включена в состав внереализационных доходов (п.18 ст.250 НК РФ).

    Читайте так же:  В день увольнения не выплатили зарплату

    Источник: http://www.audit-it.ru/articles/account/buhaccounting/a6/612111.html

    Как отразить в учете декабрьский долг за коммуналку и электричество

    Факты хозяйственной жизни надо отражать в том периоде, когда они произошли. Ссылаться на отсутствие оправдательных документов нельзя, если бухгалтер знает, что событие произошло. Яркий пример — кредиторская задолженность за коммунальные услуги и электричество, которые потребили в декабре. Ведь расчетные документы от поставщиков поступают в январе следующего года, а то и позже. А долг надо показать в отчетности за предыдущий год. Прочтите, как определить сумму долга и на основании чего его учесть.

    Как учесть декабрьскую задолженность

    Идеально, если документы на оплату услуг за отчетный год поступят в этом году до формирования отчетности. Тогда в учете можно просто отразить кредиторку на 31 декабря 2019 года. В результате в сведениях (ф. 0503769) будет отражена задолженность. На дату, когда по условиям договора следует оплатить услуги, надо учесть в 2020 году денежное обязательство.

    Если расчетные документы за декабрьскую коммуналку и электроэнергию поступят после сдачи отчетности, есть два варианта решения. Первый — до сдачи отчетности в учетной политике прописать возможность создать резерв предстоящих расходов на оплату обязательств, по которым не поступили расчетные документы. Там же установить, по каким правилам начислять и расходовать резерв.

    Резерв нужен, чтобы достоверно отразить данные о расходах учреждения за отчетный период. Так как отражают его на счете 0 401 60 000, остаток по резерву должен быть в отчетности за 2019 год.

    Резерв сформировали в учете в отчетном периоде, а значит, его последующая корректировка не будет считаться ошибкой и не потребует раскрытия в пояснениях к отчетности (п. 23 стандарта «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», утвержденного приказом Минфина от 30.12.2017 № 274н).

    Комментарий эксперта

    Поступление документов об оказанных услугах за предыдущий год — это не событие после отчетной даты

    Если документы об оказанных услугах за предыдущий год поступили в начале текущего года, это нельзя рассматривать как событие после отчетной даты. На что прямо указано в пункте 5 стандарта «События после отчетной даты» (приказ Минфина от 30.12.2017 № 275н). Поэтому нормы порядка учета событий после отчетной даты, установленные стандартом, Инструкцией № 157н, учетной политикой учреждения, неприменимы, когда расчетные документы поступают в учреждение в следующем году.

    Если бухгалтер до сдачи отчетности не сформировал резерв, задолженность прошлого года придется отразить в текущем финансовом году. Но это повлечет корректировочные операции по исправлению ошибок прошлых лет. Нужно будет изменять входящие остатки бухгалтерской отчетности. Данный вариант плохой — ревизоры обязательно обратят на него внимание и упомянут об ошибках в своем акте. На схеме смотрите действия бухгалтерии.

    Схема. Как действовать бухгалтеру при наличии обязательств, не подтвержденных оправдательными документами

    Как формировать резерв

    Рассмотрим, как действовать, если учреждение решило создать резерв по оплате обязательств прошлого года.

    В учетной политике установить вид и порядок оценки резервов. В примерном фрагменте ниже приведены формулировки учетной политики. Прочтите их и убедитесь, что в вашей учетке вы все предусмотрели.

    Примерный фрагмент учетной политики о резерве предстоящих расходов

    Провести инвентаризацию обязательств. При такой проверке выявляют факты хозяйственной жизни, произошедшие в отчетном периоде, особенно в декабре, но оправдательные документы по которым не поступили в бухгалтерию. Инвентаризацию обязательств можно провести и в январе, но до формирования отчетности. При проверке заполняют инвентаризационную опись по обязательствам. Ее форму утверждают в учетной политике (см. образец 1).

    Образец 1. Как заполнить инвентаризационную опись по обязательствам

    Денежное обязательство

    Рассчитать резерв. Для расчета резерва бухгалтерии потребуются данные от ответственных лиц по соответствующему направлению работы: энергетика, кастелянши, завхоза. Эти сотрудники должны представить сведения о потребленном объеме услуг и их стоимости. Оформить расчет резерва можно в регистре, например используя журнал расчета резерва. Его форму утверждают в учетной политике (см. образец 2).

    Образец 2. Журнал расчета резерва

    Ф. И. О сотрудника

    Начислить сумму в бухгалтерском учете на счете 0 401 60 000. По результатам выполненной инвентаризации обязательств и расчета резерва в бухгалтерском учете делают проводки:

    Оформить записи по расходованию средств резерва. Делают это после того, как поступят расчетные документы. Какие проводки составить, рассмотрим далее.

    Как признать расходы и исполнить обязательства

    Принимают обязательства, по которым ранее был образован резерв, датой поступления оправдательных документов. Несмотря на то что они за декабрь 2019 года, отражать в учете и использовать резерв необходимо тем числом, когда в бухгалтерию поступили оправдательные документы, согласно порядку документооборота, установленному учетной политикой учреждения:

    Если сумма отложенных обязательств увеличилась или уменьшилась, ее корректируют на сумму резерва. Сумма резерва уменьшилась — ранее принятые отложенные обязательства сторнируют. Увеличилась — в учете доначисляют отложенные обязательства.

    За счет каких средств оплатить кредиторскую задолженность 2019 года

    В законодательстве не сказано, должно ли учреждение обеспечить остаток средств на лицевом счете для уплаты обязательств, под которые создан резерв. Поэтому оплата возможна как за счет экономии субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания 2019 года, так и за счет субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания 2020 года. В последнем случае оплату не могут признать нарушением и она не влечет за собой риски, поскольку соответствует условиям выделения денег.

    Комментарий эксперта

    За счет каких денег платить долг за коммуналку, зависит от требований местного законодательства и учредителя

    На вопрос о том, за счет чего в 2020 году оплачивать кредиторскую задолженность 2019 года по коммунальным платежам, однозначно ответить нельзя. Многое зависит от требований и ограничений, установленных конкретным публично-правовым образованием, учредителем, финансовым органом. Возможно, на местном уровне нет запрета использовать для погашения прошлогодней кредиторской задолженности остаток средств субсидии на государственное (муниципальное) задание 2019 года. Или наоборот, есть требование на погашение прошлогодней кредиторской задолженности направлять только средства от приносящей доход деятельности. Иногда учреждениям разрешено в 2019 году платить авансом за коммунальные услуги и в размере планируемых сумм до получения документов за декабрь 2019 года. На уровне федерального законодательства таких ограничений и запретов нет. Но на практике встречаются разные ситуации.

    Источник: http://e.budgetnik.ru/783316

    Как списать кредиторскую задолженность без налоговых последствий

    Автор: Екатерина Гостева
    налоговый консультант

    Искусственное наращивание кредиторской задолженности покупателями – известная практика различных налоговых оптимизаторов. При этом рано или поздно встает вопрос о списании, которое при формальном подходе приводит фактически к восстановлению ранее уменьшенной налоговой нагрузки.

    Почему налоговиков интересует кредиторская задолженность

    В подавляющем большинстве случаев компании не спешат списывать свои долги и продляют срок исковой давности всеми возможными способами, так как списанная «кредиторка»:

    • должна быть включена во внереализационные доходы (пп. 18 ст. 250 НК РФ);
    • увеличивает налогооблагаемую прибыль.

    Инспекторы прекрасно знают о такой практике, как и о том, что немалая доля кредиторской задолженности у компаний – искусственная. Расчеты по такой задолженности с поставщиками и подрядчиками основаны на по подложных документах, оформленных на якобы:

    • приобретенные материальные ценности;
    • выполненные работы (оказанные услуги).
    Читайте так же:  Работа российской полиции

    Причем такие факты хозяйственной жизни даже не связаны с обналичкой, поскольку у компаний попросту не хватает оборотных средств на перечисление необходимых сумм. В результате возникает постоянно растущая кредиторская задолженность.

    Подобные искусственные ситуации чреваты тем, что рано или поздно налоговики:

    • признают накопленную кредиторку доходом компании и доначислят на нее налог на прибыль;
    • проверят по цепочке НДС и «порекомендуют» компании самостоятельно сдать уточненную декларацию к уплате.

    Однако, если по НДС налоговики могут заявить свои требования через камеральный отдел или на многочисленных комиссиях, то налог на прибыль – прерогатива, как правило, исключительно выездной проверки.

    Требование инспекторов отдела камеральных проверок предоставить расшифровку кредиторской задолженности – незаконно. НО даже если компания не имеет просроченной кредиторской задолженности, то для снижения рисков назначения выездной налоговой проверки, расшифровку подать все же стоит.

    Отражение в учете

    Кредиторская задолженность «висит» на балансе компании до даты, когда произошло:

    • погашение (с искусственной кредиторской задолженностью это невозможно);
    • исключение кредитора из ЕГРЮЛ;
    • списание просроченной кредиторской задолженности после 3 лет (срок исковой давности согласно (п. 1 ст. 196, п. 1 ст. 192 ГК РФ).

    Оба факта хозяйственной жизни многие компании все время откладывают, в том числе благодаря тому, что при определенном подходе срок исковой давности можно переносить до бесконечности. Причем даже если кредитора исключили из ЕГРЮЛ, но есть возможность оформить переуступку долга (договор цессии).

    Из-за порочной практики со временем баланс компании становится все более непривлекательным для пользователей бухгалтерской отчетности, включая:

    • банки, в которых компания рассчитывают получить кредиты или банковские гарантии;
    • потенциальных поставщиков и заказчиков.

    Самый очевидный из не имеющих последствий для налога на прибыль вариант – это:

    • изыскать оборотные средства;
    • погасить кредиторскую задолженность.

    Но зачастую этот вариант очень дорогой и непригоден на практике. Необходимо понимать, что компании, на которых оформлена искусственная задолженность (назовем их «дружественные кредиторы»), уже не могут принять оплату – срок их жизни невелик.

    Можно ли выйти из подобной ситуации, в том числе в условиях нехватки оборотных средств?

    Оказывается, да – вполне возможно.

    Для этого необходимо:

    • списать кредиторскую задолженность без увеличения своих налоговых обязательств;
    • заменить сомнительный вид пассива на более надежный.

    При этом компания повысит финансовую привлекательность своего баланса.

    Законные основания для осуществления процедуры списания

    Помимо истечения срока исковой давности (исключения кредитора из ЕГРЮЛ) существуют и другие законные основания для списания «кредиторки» в случае прекращения действия обязательств. В частности, по следующим основаниям:

    • невозможность их исполнения (ст. 416 ГК РФ);
    • издание акта государственного органа, прекращающего обязательство (ст. 417 ГК РФ);
    • ликвидации компании (ст. 419 ГК РФ); это же тоже самое что и исключение и ЕГРЮЛ

    Указанные ситуации пунктом 2 статьи 266 НК РФ отнесены к безнадежным долгам. Под этим термином налоговики понимают финансовые обязательства, основная характеристика которых – невозможность взыскания или возврата долгов, отраженных в пассиве баланса компании-должника.

    Такие долги, нереальные ко взысканию, нужно закрыть путем списания.

    Отметим, что статья 266 НК РФ – не о кредиторской, а о дебиторской задолженности. Именно ее в конце года налогоплательщики обязаны проверить на безнадежность. Однако очевидно, что некоторые пункты приведенного перечня безнадежной дебиторской задолженности (издание акта госоргана или процесс ликвидации) не могут не затронуть и кредиторскую задолженность. По этой причине рекомендуем включить в учетную политику такой текст:

    7.3. Критериями отнесения кредиторской задолженности к невостребованной (просроченной) считать:

    • истечение срока исковой давности после окончания срока выполнения обязательств;
    • прекращение обязательства невозможностью исполнения;
    • издание акта органа государственной власти о прекращении обязательства;
    • смерть (ликвидация) контрагента.

    Списание просроченной задолженности производится при наступлении соответствующих обстоятельств на основании распоряжения генерального директора.

    Как списать кредиторскую задолженность: порядок действий

    Помимо стандартных оснований из учетной политики, позволяющих списать кредиторскую задолженность досрочно, есть и другая возможность. Например, существует вполне законная процедура, которая, тем не менее, не приводит к налоговым последствиям. Вот ее алгоритм.

    Шаг первый: Смена кредиторов на физических лиц

    Учредитель покупает долги своей компании у «дружественных кредиторов» по договору переуступки долга (цессии). При этом договор цессии может предусматривать для нового кредитора-учредителя отсрочку платежа. Таким образом, учредитель может рассчитываться с «дружественным» кредитором сколь угодно долго. В конечном итоге, у компании возникнет обязанность по уплате долга уже не кредиторам, а учредителю.

    Для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласие должника, если иное не предусмотрено законом или договором (п. 2 ст. 382 ГК РФ).

    Шаг второй: Увеличение уставного капитала

    На втором этапе учредитель принимает решение увеличить уставный капитал за счет дополнительного вклада либо внести вклад в имущество своей компании. Такое решение приведет к возникновению обязанности учредителя по оплате дополнительного вклада. В итоге образуются встречные требования, которые закрываются путем зачета при подписании акта зачета взаимных требований.

    Таким образом, компания сможет «закрыть» кредиторскую задолженность и в тоже время увеличить на свой выбор:

    Увеличение указанных показателей приведет к повышению привлекательности баланса для банков и поставщиков, если компания планирует получить:

    • кредит или банковскую гарантию;
    • отсрочить платеж при оплате товаров (работ, услуг).

    Шаг третий: Устраняем налоговые риски учредителя

    Позитивные изменения баланса произойдут без увеличения налоговых обязательств компании. Однако для учредителя в части НДФЛ такой способ несет в себе потенциальные налоговые риски и последствия. Дело в том, что в момент проведения процедуры взаимозачета у учредителя возникает налогооблагаемый доход с разницы между:

    • дополнительным вкладом;
    • стоимостью приобретения долга.

    Как правило, эта разница равна нулю и, соответственно, НДФЛ не возникает. Однако, чтобы подтвердить отсутствие дохода, необходимо иметь соответствующие документы. Это может быть, например, приходно-кассовый ордер от «дружественного» кредитора. При необходимости необходимо восстановить утерянные документы.

    Списание кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности

    Если по каким-то причинам компания не списала кредиторскую задолженность до истечения срока исковой давности, то необходимо:

    • провести инвентаризацию;
    • подготовить письменное обоснование;
    • издать приказ руководителя компании.

    Такой вывод следует из письма ФНС России от 08.12.2014 № ГД-4-3/[email protected], закрепить его в учетной полите можно следующим образом:

    7.4. Кредиторская задолженность, не востребованная кредиторами, списывается с балансового учета на основании решения специально созданной по распоряжению генерального директора компании комиссии.

    7.5. Списание просроченной кредиторской задолженности производится по каждому обязательству.

    Включение кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности в состав внереализационных доходов необходимо производить последним днем отчетного периода, в котором произошли обстоятельства, обязывающие организацию произвести списание, например, истек срок исковой давности. Об этом сказано в письме Минфина от 28 января 2013 г. № 03-03-06/1/38). Соответственно по этому же сроку внереализационный доход необходимо отразить и в налоговом учете.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    В рамках комплексного бухгалтерского обслуживания мы не только правильно рассчитываем налоги и в срок сдаем отчетность, но и уделяем особое внимание экспертно-консультационной поддержке наших клиентов.

    Мы не только отслеживаем сроки кредиторской задолженности, но и даем рекомендации, какие меры предпринять, чтобы она не попадала в разряд просроченной, не вызывала вопросов со стороны банков, налоговой и контрагентов. Таким образом наши клиенты, как правило, не имеют проблем с получением кредитов, оформлением исключительно безавансовой постоплаты и уровнем налоговой нагрузки.

    Читайте так же:  Внешнее совместительство на 1 ставку

    Источник: http://1c-wiseadvice.ru/company/blog/kak-spisat-nakoplennuiu-kreditorku-bez-nalogovykh-poter-3400/

    Вопрос: Учредитель планирует выделить средства для погашения кредиторской задолженности, образовавшейся у муниципального автономного учреждения по итогам выполнения муниципального задания 2014 года, за счет средств субсидии на выполнение муниципального задания 2015 года. Можно ли включить расходы на погашение кредиторской задолженности 2014 года в расчет субсидии 2015 года на выполнение муниципального задания? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2015 г.)

    Учредитель планирует выделить средства для погашения кредиторской задолженности, образовавшейся у муниципального автономного учреждения по итогам выполнения муниципального задания 2014 года, за счет средств субсидии на выполнение муниципального задания 2015 года.

    Можно ли включить расходы на погашение кредиторской задолженности 2014 года в расчет субсидии 2015 года на выполнение муниципального задания?

    Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

    Если в муниципальном автономном учреждении в рамках деятельности по выполнению муниципального задания в прошлом году образовалась кредиторская задолженность, орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя в отношении автономного учреждения, может принять решение о выделении учреждению целевой субсидии, предусмотренной абзацем вторым п. 1 ст. 78.1 БК РФ, для погашения указанной задолженности в текущем финансовом году.

    Расходы на погашение такой кредиторской задолженности прошлого года не могут быть включены в расчет субсидии текущего года на выполнение муниципального задания, предусмотренной абзацем первым п. 1 ст. 78.1 БК РФ.

    Прежде всего отметим, что собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения за исключением обязательств, связанных с причинением вреда гражданам (п. 6 ст. 123.22 ГК РФ).

    Согласно абзацу первому п. 1 ст. 78.1 БК РФ бюджетные денежные средства предоставляются автономным учреждениям для достижения определенной цели — выполнения задания, а направления расходования этих средств учреждения определяют самостоятельно путем утверждения (изменения) показателей Плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

    При этом размер субсидий на выполнение задания определяется не в произвольном порядке, а в строгом соответствии с показателями:

    — объема и качества услуг (работ) согласно государственному (муниципальному) заданию;

    — нормативных затрат на оказание услуг, на содержание имущества учреждения.

    Поэтому расходы на погашение кредиторской задолженности прошлого года, образовавшейся в рамках деятельности по выполнению муниципального задания, не могут быть включены в расчет субсидии текущего года на выполнение муниципального задания, предусмотренной абзацем первым п. 1 ст. 78.1 БК РФ.

    Увеличение размера финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания является обязанностью учредителя в случае увеличения объемов государственного (муниципального) задания, доведенного учреждению ранее, при условии досрочного выполнения государственного (муниципального) задания, а также при наличии необходимости в дальнейшем предоставления государственным (муниципальным) учреждением до конца текущего года государственных (муниципальных) услуг. В случае несанкционированного перевыполнения государственного (муниципального) задания орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, вправе отказать учреждению в возмещении понесенных расходов (смотрите Рекомендации Минфина России от 22.10.2013).

    В то же время в рамках своих полномочий учредитель может принять решение о предоставлении автономному учреждению целевой субсидии в порядке, предусмотренном абзацем вторым п. 1 ст. 78.1 БК РФ для погашения кредиторской задолженности или разрешить реализацию части имущества с условием направления полученных средств на погашение задолженности.

    Однако принятие подобного решения учредителя должно быть результатом всестороннего анализа причин возникновения в автономном учреждении указанной кредиторской задолженности.

    Возникновение кредиторской задолженности может являться следствием занижения объемов бюджетных ассигнований на предоставление субсидии на муниципальное задание в результате некорректного планирования. В этом случае размер субсидии на выполнение муниципального задания должен быть пересмотрен в сторону увеличения.

    Если причиной возникновения кредиторской задолженности является неэффективное расходование средств автономным учреждением, вопрос о предоставлении субсидии в целях погашения кредиторской задолженности, возможно, будет решаться при условии, что учреждение исчерпало внутренние резервы и без дополнительного финансового обеспечения расходов его нормальное функционирование невозможно. Под внутренними резервами понимаются средства от приносящей доход деятельности (от оказания платных услуг, работ, от реализации различного имущества и т.д.).

    Специалисты Минфина России рассматривают планирование бюджетных ассигнований на предоставление целевых субсидий при составлении бюджетов как форму оказания дополнительной финансовой поддержки государственным (муниципальным) учреждениям.

    Так, в Комплексных рекомендациях органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ указано, что в соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 78.1 БК РФ могут предоставляться субсидии на погашение кредиторской задолженности учреждений, несмотря на то, что субсидиарная ответственность учредителя по долгам бюджетных и автономных учреждений действующим законодательством не предусмотрена.

    Однако регулярное предоставление субсидии на покрытие кредиторской задолженности учреждения может рассматриваться органами финансового контроля как неэффективное расходование бюджетных средств.

    В письме Минфина России от 18.09.2012 N 02-03-11/3784 также отмечается, что если в силу специфики деятельности муниципального учреждения мероприятия, финансируемые за счет целевых субсидий, осуществляются постоянно, соответствующие им расходы могут быть отнесены к одной из групп нормативных затрат на оказание муниципальной услуги (работы) в соответствии с положениями муниципального правового акта местной администрации и включены в расчет субсидии на муниципальное задание.

    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

    советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

    Контроль качества ответа:

    Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

    кандидат юридических наук Кузьмина Анна

    29 января 2015 г.

    Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

    Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

    Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

    Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.

    Основные преимущества услуги Правового консалтинга:

    Удобство использования — в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.

    Гарантия качества — служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.

    Оперативность — срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.

    Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел «Правовая поддержка» (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.

    Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу «Правовая поддержка» Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.

    Источник: http://base.garant.ru/57484277/

    Списание кредиторской задолженности

    В случае возникновения и непогашения предприятием своим кредиторам задолженности в определенные сроки данная задолженность переходит в разряд просроченной. Если кредитор не востребовал просроченную задолженность в установленный промежуток времени в судебном порядке, в этом случае происходит списание кредиторской задолженности.

    Основания осуществления процедуры списания

    Существуют следующие основания списания задолженности предприятия своим кредиторам в случае:

    • окончания срока, определенного для исковой давности (по ст. 196 ГК РФ – три года);
    • прекращения деятельности кредитора (ст. 419 ГК РФ);
    • когда кредитор принимает решение о прощении своему должнику сумм задолженности (ст. 415 ГК РФ);
    • при наступлении событий, за которые не может отвечать кредитор и должник (ст. 416 ГК РФ);
    • когда при издании акта государственного органа организации-задолжнику невозможно выполнить свои обязательства (ст. 417 ГК РФ);
    • если кредитором организации выступает физическое лицо, то в случае его смерти (ст. 418 ГК РФ).
    Читайте так же:  Рефинансирование других кредитов

    Процедура списания задолженности

    Правильность проведения процедуры списания задолженности кредиторам влияет на точность расчета прибыли в налоговом учете и начисление штрафных санкций. Вследствие этого руководству предприятия следует ответственно подходить к организации процедуры списания своих долгов.

    Вся процедура списания задолженности состоит из следующих этапов, представленных в таблице 1.

    Таблица 1. Процедура списания задолженности

    Этапы Кто осуществляет Суть этапа Оформляются документы Примечание
    1 Сотрудники бухгалтерии хозяйствующего субъекта В конце отчетного периода осуществляют процедуру инвентаризации, в ходе которой выявляются суммы кредиторской задолженности, в т.ч. и просроченной Акты инвентаризации (форма ИНВ-17 ) Для своевременного выявления сумм кредиторской задолженности рекомендуется проводить инвентаризацию на регулярной основе. При осуществлении процедуры инвентаризации в общем комплексе мер по списанию задолженности кредиторам проводится проверка всех счетов, на которых в организации ведется учет кредиторской и дебиторской задолженности. В ходе осуществления инвентаризации задолженности обращается внимание на задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами. 2 Сотрудники бухгалтерской службы предприятия Подготавливают справку, в которой отражается информация о выявленных суммах кредиторской задолженности, в т.ч. и с просроченными сроками исковой давности; Справка

    Справка, подготавливаемая бухгалтерской службой хозяйствующего субъекта, должна содержать следующие сведения:

    • указание даты и номера договора, по которому возникла просроченная кредиторская задолженность;
    • информация по необходимым первичным документам (счета-фактуры, акты, накладные и т.д.);
    • представление сведений об окончании срока давности по искам;
    • сведения об организации–кредиторе.
    3 Руководитель хозяйствующего субъекта Подготавливается и издается приказ о списании задолженности кредиторам Приказ на списание имеющейся задолженности перед кредиторами

    Приказ по списанию задолженности перед кредиторами должен содержать обязательные реквизиты и необходимую информацию:

    • обоснование списания задолженности перед определенными кредиторами;
    • обязательно указание ссылок на нормативно-правовую документацию (ГК РФ, НК РФ, ПБУ и т.д.);
    • указание на признание суммы списанной задолженности кредиторам на внереализационные доходы (п. 18 ст. 250 НК РФ);
    • указание должности, на которую возлагается контроль за исполнением данного приказа. Здесь обычно указывается должность главного бухгалтера.

    Приказ подготавливается на основе результатов проведенной инвентаризации задолженности с просроченным сроком давности по искам и справки, которую подготовили сотрудники бухгалтерии данного хозяйствующего субъекта.

    4 Сотрудники бухгалтерии Осуществляют бухгалтерские записи по списанию задолженности Вносят изменения в учетные регистры Изменения, вносимые в учетные регистры, осуществляются в бухгалтерском и налоговом учете. Отражение в учете списания обязательств перед кредиторами производится при истечении срока давности, в противном случае бухгалтерии необходимо представить в следующем отчетном периоде уточненную налоговую декларацию. Списание обязательств перед кредиторами осуществляется по каждому имеющемуся просроченному обязательству.

    Из представленных шагов по списанию долгов видно, что в процессе осуществления данной процедуры необходима подготовка определенных документов.

    Отражение в учете

    Списание обязательств перед кредиторами по истечении срока давности оформляется по кредиту счета 91/1 и по дебету тех счетов, на которых она учитывалась:

    • отражается списание просроченной задолженности перед поставщиками – Д 60;
    • перед прочими кредиторами – Д 76;
    • перед персоналом по оплате труда – Д 70 и т.д.

    Источник: http://glavkniga.ru/situations/s504857

    Формирование и погашение кредиторской задолженности прошлых лет

    Березин А.В., начальник финансово-экономического отделения ФГОУ СПО Пермская ССШ ФСИН России, капитан внутренней службы.

    Как показывает практика обслуживания органами Федерального казначейства лицевых счетов бюджетополучателей, весьма часто приходится сталкиваться с проблемой правомерности и обоснованности оплаты в текущем финансовом году кредиторской задолженности, возникшей при исполнении денежных обязательств предыдущего года.

    Действующим законодательством Российской Федерации установлено, что заключение и оплата федеральными учреждениями договоров, подлежащих оплате за счет средств федерального бюджета, производится в пределах установленных лимитов бюджетных обязательств и выделенного финансирования по соответствующим кодам экономической классификации с учетом ранее принятых и неисполненных обязательств.

    Статья 103 Федерального закона от 26 декабря 2005 г. N 189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год» устанавливает, что заключение и оплата федеральными учреждениями договоров, исполнение которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, производятся в пределах установленных им лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых, но не исполненных ранее обязательств.

    Это означает, что, например:

    • выплата заработной платы за предыдущие периоды возможна за счет текущего финансирования, если это предусмотрено законом и другими нормативными правовыми актами;
    • оплата по договорам за предыдущий год, поскольку поздно представлен акт о выполнении работ, и т.д.

    Объем превышения принятых обязательств над установленными лимитами не подлежит оплате за счет средств федерального бюджета и при заключении договоров на таких условиях является основанием для признания их судом недействительными.

    Территориальные органы Федерального казначейства имеют право приостанавливать оплату расходов государственных учреждений, нарушающих порядок учета обязательств, подлежащих оплате за счет средств федерального бюджета, установленный Правительством Российской Федерации.

    Пунктом 36 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2006 г. N 101 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2006 год» установлена обязанность государственных учреждений при осуществлении закупок, начислении установленных денежных выплат, заключении договоров на поставку продукции (работ, услуг) и принятии иных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета, исходить из утвержденных им в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств на 2006 г.

    Другое важное положение этой статьи заключается в том, что федеральные учреждения используют средства федерального бюджета в текущем году с учетом необходимости исполнения принятых и не оплаченных на начало года обязательств (т.е. кредиторской задолженности прошлых лет). Положения этой статьи позволяют сделать вывод о возможности организации решать самостоятельно о принятии новых денежных обязательств либо направлении бюджетных средств на оплату договоров, заключенных в прошлые годы.

    Таким образом, основным критерием правомерности оплаты в текущем финансовом году кредиторской задолженности прошлых лет является наличие остатка неиспользованных лимитов бюджетных обязательств по соответствующим кодам экономической классификации предыдущего года. Кредиторская задолженность признается санкционированной или несанкционированной для возможности ее оплаты за счет средств текущего финансового года по итогам рассмотрения условий и причин возникновения кредиторской задолженности в прошлый период.

    Руководитель бюджетного учреждения, подписывая тот или иной договор, порождающий денежные обязательства, обязан исходить исключительно из наличия установленных и доведенных главным распорядителем средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств, необходимых для реализации денежных обязательств. Важность данного положения заключается в том, что ответственность за финансовые последствия такого решения в порядке субсидиарной ответственности в соответствии со ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации несет главный распорядитель средств федерального бюджета.

    При этом с точки зрения бюджетного законодательства договор, заключенный организацией (часть договора, устанавливающая повышенные обязательства федерального бюджета) с нарушением требований ст. 103 Федерального закона от 26 декабря 2005 г. N 189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год», может быть признан судом ничтожным по иску главного распорядителя средств федерального бюджета или органа Федерального казначейства.

    В случае отсутствия соответствующих расходов в сводной бюджетной росписи и соответственно отсутствия бюджетных обязательств из заключенного договора может и не возникнуть денежного обязательства, что делает невозможным оплату данного договора (денежного обязательства) за счет средств федерального бюджета.

    Читайте так же:  Охрана труда сотрудников предприятия

    С точки зрения гражданского законодательства договор, заключенный с превышением лимитов бюджетных обязательств и не принятый органом Федерального казначейства к исполнению, сохраняет свою юридическую силу, если он не признан ничтожным в установленном законом порядке.

    Исходя из действующих технологий исполнения федерального бюджета по расходам, договоры, заключаемые бюджетополучателями о поставке товаров, работ и услуг за счет средств федерального бюджета, не подлежат обязательному учету в органах Федерального казначейства (кроме договоров об оказании коммунальных услуг и договоров аренды за пользование имуществом).

    К сожалению, приходится констатировать, что механизм оплаты кредиторской задолженности не отработан. С одной стороны, исходя из положений п. 56 Инструкции «О порядке открытия и ведения органами Федерального казначейства Минфина России лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета» установлен перечень документов, являющихся основанием для правомерности проведения платежей по целевому назначению, которые бюджетополучатели представляют в органы Федерального казначейства. Вместе с тем для подтверждения правомерности оплаты кредиторской задолженности необходимо анализировать документы, подтверждающие учет кредиторской задолженности в соответствующих регистрах бухгалтерского учета, документы по фактическому исполнению лимитов бюджетных обязательств. Чтобы квалифицировать на стадии текущего контроля правомерность и обоснованность погашения кредиторской задолженности прошлых лет за счет средств федерального бюджета, выделенных в текущем бюджетном году, органы Федерального казначейства анализируют состояние бухгалтерского учета в части правильности отражения кредиторской задолженности в соответствующих регистрах бухгалтерского учета.

    В процессе кассового обслуживания исполнения федерального бюджета органам Федерального казначейства, в том числе и при квалификации обоснованности оплаты федеральными учреждениями кредиторской задолженности прошлых лет, нередко приходится рассматривать правомерность возникших денежных обязательств по договорам, заключенным с нарушением механизма финансирования закупок для государственных нужд, который не предотвращает само возникновение кредиторской задолженности из договоров, заключенных с превышением финансовых полномочий.

    Органы Федерального казначейства в процессе кассового исполнения федерального бюджета при осуществлении текущего контроля при проведении расходов федеральных бюджетных учреждений в пределах установленных им лимитов бюджетных обязательств могут предотвратить оплату несанкционированной кредиторской задолженности.

    Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации и федеральным законам о бюджете на соответствующий год государственные учреждения имеют право заключать договоры на оказание услуг, выполнение работ, поставку товаров в пределах утвержденных им лимитов бюджетных обязательств, т.е. недопустимо заключать договоры на сумму, превышающую лимиты бюджетных обязательств. Из этого следует, что расходы по договорам на оказание услуг, выполнение работ, поставку товаров не могут превышать кассовые расходы при оплате фактически оказанных услуг, выполненных работ, поставленных товаров в текущем бюджетном году.

    Таким образом, в случае наличия кредиторской задолженности сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств, т.е. превышения фактических расходов над кассовыми, возникает несанкционированная кредиторская задолженность. В этом случае обязательства, возникшие по договорам, принятым бюджетными организациями сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств, не подлежат оплате за счет средств федерального бюджета.

    Следует учитывать, что лимиты бюджетных обязательств не препятствуют заключению договоров на поставку продукции (работ, услуг) на срок, превышающий пределы финансового года, с разбивкой исполнения договора поэтапно на несколько лет и оплаты за этапы в пределах лимитов на текущий бюджетный год.

    Например, при финансировании работ по договорам, заключенным на капитальное строительство и ремонт, лимиты бюджетных обязательств на текущий год не препятствуют заключению договоров на срок в пределах действия договора, при этом оплате в текущем году подлежит стоимость выполненных работ по календарному плану в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств на текущий год.

    Кредиторскую задолженность следует признать санкционированной в случаях, если:

    • договор был заключен в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств, и в условиях неполного финансирования кассовые расходы по оплате договора не состоялись или были частично оплачены;
    • кредиторская задолженность была оформлена первичными документами, подтверждающими возникновение у получателя средств денежных обязательств по оплате за поставленные товары (накладные, акты приема-передачи), выполненные работы, оказанные услуги (акты выполненных работ, счета-фактуры);
    • подтвердилось наличие кредиторской задолженности по актам сверки расчетов с дебиторами и кредиторами, при этом сальдо расчетов с поставщиками или подрядчиками должно быть отражено в акте сверки развернуто — как по дебету, так и по кредиту субсчета 0030200000 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в разрезе видов расходов, соответствующих экономической классификации расходов;
    • кредиторская задолженность была отражена в соответствующих регистрах бухгалтерского учета, а именно в прошлом году операции по учету и исполнению договора подлежали отражению в журнале операций N 4 «Журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками (бюджетные средства)».

    Если в результате рассмотрения документов кредиторская задолженность является несанкционированной, то органы Федерального казначейства не имеют правовых оснований для ее оплаты, иначе как по вступившим в силу решениям судов по вопросам взыскания задолженности бюджетных учреждений.

    Исходя из положений ст. 103 Федерального закона от 26 декабря 2005 г. N 189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год» следует, что оплата заключенного федеральным учреждением договора в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств в соответствии с ведомственной, функциональной и экономической структурами расходов федерального бюджета с учетом принятых и неисполненных обязательств в 2005 г. подлежит исполнению в 2006 г.

    Согласно п. 4 Положения об учете территориальными органами Федерального казначейства обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N 806 «О порядке учета территориальными органами Федерального казначейства обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета», договоры на поставку продукции, заключенные на срок, превышающий пределы финансового года, подлежат первоочередному учету в следующем году за счет лимитов бюджетных обязательств нового финансового года.

    В соответствии с п. 16 Положения не завершенные в истекшем финансовом году обязательства по учтенным органами Федерального казначейства договорам на поставку продукции подлежат переучету в следующем финансовом году в пределах установленных учреждению лимитов бюджетных обязательств. Переучет обязательств осуществляется органами Федерального казначейства на основании представленных учреждением договоров на поставку продукции и расшифровок к ним. При переучете полностью или частично не исполненного в истекшем финансовом году договора со сроком исполнения, превышающим один финансовый год, к учету принимаются обязательства по договору, подлежащему оплате из средств федерального бюджета на следующий финансовый год.

    Исходя из вышеизложенного, погашение кредиторской задолженности по обязательствам, принятым и не исполненным в прошлом году, осуществляется в пределах доведенных получателю лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов на текущей год, соответствующих целевому назначению производимых расходов, учитывая следующие обстоятельства: необходимость исполнения не оплаченных на начало года принятых денежных обязательств (т.е. кредиторской задолженности прошлого года); принятое о недопущении государственным учреждением образования кредиторской задолженности в текущем году, так как расходы на погашение кредиторской задолженности учтены в смете расходов федерального органа на текущий год.

    В итоге требуется разработка и принятие нормативных правовых актов (особенно в связи с переходом Российской Федерации на трехлетний бюджетный цикл), определяющих единственное решение оплаты кредиторской задолженности прошлых лет.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Источник: http://wiselawyer.ru/poleznoe/18057-formirovanie-pogashenie-kreditorskoj-zadolzhennosti-proshlykh

    Погашение кредиторской задолженности прошлого года
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here